с 10:00 до 22:00

Ваша корзина пуста!

Дело в шляпе история женских головных уборов

Дело в шляпе история женских головных уборов

28.01.2019

Было время, когда ничего не было. А потом в мир явилась шляпа, и мир изменился. Но вдвойне он изменился тогда, когда впервые женщина, надев шляпу, кокетливо сдвинула ее на бочок. Ведь, сами понимаете, женщина в шляпке – это совсем не то, что женщина без нее!

Пересказать историю шляпы в небольшом очерке невозможно, да и не нужно. А вот некоторые из приключений, пережитых этим головным убором в его непростой и совсем не однообразной жизни, вспомнить не помешает.

Божественно или рационально?

Конечно, день рождения, например, женской шляпки или шляпы вообще установить не представляется возможным. Тем более что, согласно преданиям, здесь имело место божественное вмешательство.

Древние египтяне носили парики из растительного волокна. Лишь фараону, как представителю небесных сил, богами было даровано нечто наподобие шапочки – полуплаток-полушляпа без полей, которая называлась «немес» и надевалась под фараонскую диадему. Остальные же, как сказал бы поэт, «с непокрытыми шли париками»…

Древние греки были уверены, что шляпа – это дар доброго бога Гермеса недогадливым людям, трудившимся в полях под палящим солнцем. Шляпа была простенькой, покроя незамысловатого – тулья и широкие поля, – но именно от нее и появились все остальные. Во всяком случае так считают греки! С ними не согласны мексиканцы: версия с Гермесом противоречит их легенде о снисхождении богини Сикомеайя с шляпами трех видов: для тех, кто работает на солнцепеке, для кокеток и для заговорщиков и бунтарей – наверное, чтобы отличить последних от людей приличных и законопослушных.

Шляпы, даже те, что были божественного происхождения, издавна имели простое и рациональное предназначение: защитить голову от солнышка и дождика. Много позже пришел взгляд на шляпу как на аксессуар, участвующий в создании внешнего облика человека.

Шли века, шляпа становилась практически неотделимой от головы (в переносном смысле), прежде всего – от женской. Она лишь с завидным постоянством меняла свои фасоны, цвета и детали, стремясь к неизвестному идеалу, то есть к той цели, достичь которую вряд ли возможно – хотя бы потому, что непонятно, как этот неизвестный идеал выглядит.


Шляпа: достоинство мужчин и язык женщин

Ее Величество Шляпа помнит времена, когда головные уборы сопровождались еще особыми отличительными признаками: достойные мужчины носили на тулье петушиные перья, а преступники – ощипанные тушки птиц.

Как еще недавно в нашей стране по шляпе легко распознавали интеллигента, так и в Средневековье на улице какого-нибудь европейского города легко распознавали по берету – врача, по маленькой шапочке черного цвета – ученого, а по зеленой ли желтой шляпе – банкрота.

Женщины, как существа более неземные, решили, что шляпки должны говорить не о социальном положении или профессии, а о любви. И, естественно, придумали «язык» шляпок: посредством ленточек на головном уборе женщины являли миру особые, в том числе и страстные, послания. Например, лента в виде стрелы вещала о том, что ее хозяйка не замужем, но состоит в отношениях. А вот яркий бант свидетельствовал, что эта скромная девушка совершенно не против общения с мужчинами. Лента с плотным узлом на головном уборе недвусмысленно конкретизировала, что дама замужем и менять свой статус не намеревается.

«Шагреневый» капор и возрастающее превосходство

В истории шляпной моды были целые «эпохи», когда размер головного убора имел большое значение в качестве символа превосходства над окружающими.

В 14 веке хит-парад европейских женских головных уборов возглавлял геннин, придуманный Изабеллой Баварской – высокая конусообразная шляпа. Высота геннина зависела от знатности дамы, у принцесс они достигали целого метра!

К 19 веку сначала в Англии, чуть позже в других европейских странах модным предметом гардероба стал капор – картонная шляпка полукруглой формы, обтянутая тканью и украшенная лентами, – практически полностью скрывавший волосы. Однако со временем капор понемногу уменьшался в размерах.

В 16 веке широкую популярность обретают фетровые широкополые шляпы, нам они знакомы по облику мушкетеров. Женщины уже вскоре переняли их, но, как обычно, тут же начали всячески украшать.

Безумству моды поем мы песню?

Иногда мода рождалась просто-таки на пустом месте. Широкополая большая шляпа была не совсем удобна при участии в военных действиях или на охоте – ограничивала обзор, мешала целиться из ружья. Поля шляп решили сначала подкалывать, а позже сотворили треуголку, ставшую элементом военной формы, а после широко распространившуюся и среди гражданского населения по всей Европе.

Были, конечно, и в шляпной индустрии свои Рембрандты и да Винчи, создававшие не просто дамские шляпки, а настоящие шедевры. Особенная популярность им досталась в конце 18 века. Представьте себе огромные шляпы, где разместились сады и клумбы из цветов. Добавьте к этому хотя бы крупных бабочек, приводимых в движение посредством специального механизма, устроенного здесь же, на шляпе. Впечатление создавалось грандиозное, но поскольку шикарная конструкция была очень громоздкой, век этих шляп оказался чрезвычайно короток.

Да, какие-то модели жили долго, можно сказать, даже перешагивая века, а какие-то оказывались «однодневками». Но нельзя не признать, что в целом шляпы и шляпки неотделимо вошли не только в нашу повседневную жизнь, но и в историю, культуру, даже в политику. Известно, например, что в Швеции в 13 веке были 2 политические фракции: одни выступали за сближение с Францией, другие – с Россией, и назывались они, соответственно, «шляпы» и «шапки».

Где рождается мода? И зачем?

Как только шляпа стала модным аксессуаром, стали появляться и сменять друг друга центры модных веяний – в основном это были европейские страны, предлагавшие, а иногда и диктовавшие, новые фасоны, материалы и размеры.

С конца 14 века и почти весь 15 век Европа руководствовалась французской модой: так, внешний облик европеек просто копировался с придворных дам Бургундии. В начале 16 века ветер перемен принес азиатские мотивы и ароматы: женщины пристрастились к персидским тюрбанам, которые, как всегда, старательно украшали драгоценностями. Как ни странно, с тюрбанами соперничали чепцы, пришедшие из тюдоровской Англии. Во второй половине 16 века появился берет и тока, чем-то напоминавшая современный поварский колпак.

В общем-то, сегодня продолжается тот же самый процесс периодической смены центров моды, жизнь и история головного убора продолжаются, ведь мы не можем и не хотим отказаться от шляпы, а тем более – от шляпки! И, как и раньше, правят бал и заказывают музыку в шляпной моде то страны, то кутюрье и звезды кино, эстрады и спорта, сменившие на тронах публичной власти королей.